НПП "Центр охраны труда"


Назад


МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР

ГЛАВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭНЕРГОСИСТЕМ



РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ТОКОВ ОДНОФАЗНЫХ КОРОТКИХ ЗАМЫКАНИЙ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ 110-220 кВ ЭНЕРГОСИСТЕМ


РД 34.20.176



ИСПОЛНИТЕЛИ К.М.АНТИПОВ, В.М.МАКСИМОВ, В.Ф.МОГУЗОВ (Главтехуправление); Ч.М.ДЖУВАРЛЫ, Е.В.ДМИТРИЕВ, А.М.ГАШИMOB (Институт физики АН АзССР); Г.А.ДОРФ, Ю.Н.ЛЬВОВ (ВНИИЭ); И.И.МАГДА (ПО "Днепроэнерго")


СОГЛАСОВАНЫ с Всесоюзным научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом трансформаторостроения (ВИГ) 30.05.84


УТВЕРЖДЕНЫ Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем Минэнерго СССР 10.12.84

Начальник В.И.ГОРИН


Руководящие указания устанавливают основные положения по ограничению токов однофазных коротких замыканий в электрических сетях 110-220 кВ энергосистем Минэнерго СССР.



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Основной целью ограничения токов однофазных коротких замыканий (КЗ) является приведение их значений в соответствие с допустимыми, указанными в технических условиях и стандартах на проводники, аппараты и оборудование распределительных устройств электрических станций, подстанций и линий электропередачи, а также на повышение надежности работы названного оборудования.

1.2. Ограничение токов однофазных КЗ - в электрических сетях 110 кВ должно выполняться при их значениях, больших 30÷35 кА, а в электрических сетях 220 кВ - при токах, больших 35÷40 кА.

Ограничению подлежат также токи сквозных КЗ, протекающих через обмотки автотрансформаторов со средним напряжением до 220 кВ включительно, если их кратность на стороне среднего напряжения превышает 80% допустимой по техническим условиям и стандартам при питании со стороны высокого напряжения и отсутствии нагрузки (источника питания) со стороны низшего напряжения.

1.3. В условиях Крайнего Севера ограничение токов однофазных КЗ должно выполняться, исходя из параметров оборудования и требований к охране окружающей среды.

1.4. При реализации мероприятий по ограничению токов однофазного КЗ должен соблюдаться системный подход к решению вопроса, при котором расстановке токоограничивающих устройств на объектах рассматриваемой энергосистемы должен предшествовать расчет токов КЗ во всей сети энергосистемы с учетом указанных устройств.

1.5. Значения эквивалентных сопротивлений на границах раздела энергосистемы, где проводятся мероприятия по ограничению тока КЗ, с соседними энергосистемами должны сообщаться последним не позднее, чем за 30 дней до ввода в работу токоограничивающих устройств.


2. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СПОСОБЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ТОКОВ ОДНОФАЗНЫХ КЗ


2.1. До внедрения в эксплуатацию аппаратов и оборудования, серийно выпускаемых и рассчитанных на воздействие существующих значений токов однофазных КЗ в электрических сетях 110-220 кВ, рекомендуется применять следующие способы их ограничения:

- деление сети;

- частичное разземление нейтралей трансформаторов;

- заземление нейтралей через реакторы.

2.2. При выборе способа ограничения токов однофазных КЗ следует исходить из следующих основных факторов:

- допустимых уровней повышения напряжения промышленной частоты на неповрежденных фазах сети;

- допустимых уровней напряжения на нейтралях трансформаторов и автотрансформаторов;

- допустимых параметров восстанавливающегося напряжения при отключении токов КЗ;

- обеспечения селективности и чувствительности защит;

- технических параметров, габаритных размеров и технико-экономических характеристик устройств для ограничения токов КЗ;

- надежности электроснабжения потребителей;

- наличия на объекте автотрансформаторов;

- наличия на стороне низшего напряжения трансформаторов на подстанциях, выполненных отпайками от ВЛ, генерирующих источников и электродвигателей большой мощности;

- технико-экономических показателей;

- ограничения по площади на действующем объекте.

2.3. Деление сети (стационарное и автоматическое) для ограничения токов КЗ должно выполняться в следующих случаях:

- деление существенно не снижает надежности работы сети, не увеличивает сквозных токов однофазного КЗ через автотрансформаторы свыше кратности, указанной в п.1.2, и не вызывает увеличения параметров восстанавливающегося напряжения более значений, указанных в ГОСТ 687-78;

- ограничение тока однофазного КЗ в сочетании с опережающим делением при двух- и трехфазных КЗ неэффективно.

2.4. Частичное разземление нейтралей трансформаторов 110 кВ подстанций, выполненных на отпайках от ВЛ, допустимо при отсутствии на стороне низшего напряжения трансформатора генерирующих источников и электродвигателей большой мощности.

Частичное разземление нейтралей трансформаторов 110 кВ в распределительных устройствах электростанций допустимо при отсутствии на них автотрансформаторов связи с сетями других классов напряжения. При этом должны быть приняты меры, исключающие действия релейной защиты и системной автоматики, которые могут привести к выделению участков сети без трансформаторов с заземленными нейтралями; проверено отсутствие существенного возрастания параметров восстанавливающегося напряжения при отключении однофазного КЗ.

Разземленные нейтрали трансформаторов должны быть защищены вентильными разрядниками в соответствии с существующими нормативными документами, стандартами и техническими условиями на трансформаторы.

2.5. Заземление нейтралей трансформаторов 110-220 кВ и автотрансформаторов через реакторы рекомендуется осуществлять в распределительных устройствах электростанций и подстанций с автотрансформаторами, а также при отсутствии автотрансформаторов, если по условиям надежности частичное разземление нейтралей недопустимо.


3. ВЫБОР ТОКООГРАНИЧИВАЩИХ РЕАКТОРОВ И МЕСТ ИХ УСТАНОВКИ


3.1. До проведения мероприятий по ограничению токов КЗ в электрической сети 110-220 кВ должен быть выполнен расчет токов однофазного КЗ для нормального (максимального) режима и выявлены точки, в которых необходимо ограничение токов с учетом перспективы развития сети.

3.2. Расчет токов однофазного КЗ должен производиться для нормальной схемы сети. При расчете токов КЗ в сети, где выполнено деление КЗ, последнее не должно предусматриваться.

3.3. При выборе токоограничивающих реакторов необходимо руководствоваться следующим:

- уровень напряжения на нейтрали трансформатора или автотрансформатора при включении в нейтраль реактора в указанных ниже режимах (пп.3.4, 3.5) не должен превышать приведенного в приложении 1 допустимого уровня напряжения с учетом его продолжительности;

- за расчетное время воздействия тока однофазного КЗ на реактор и длительность повышения напряжения частоты 50 Гц на нейтрали, на оборудовании и изоляции неповрежденных фаз должно приниматься время действия первых ступеней резервных токовых защит нулевой последовательности трансформаторов и автотрансформаторов;

- реактор, включаемый в нейтраль, должен длительно выдерживать прохождение тока естественной несимметрии сети, ограничивать ток КЗ до заданного значения, выдерживать воздействие токов КЗ, а также токов при неполнофазных режимах в сети в течение расчетного времени;

- при включении в нейтраль реакторов должно сохраняться эффективное заземление нейтрали автотрансформаторов (напряжение на неповрежденных фазах при однофазном КЗ, а также напряжение "фаза-земля" при неполнофазных режимах не должно во всех случаях превышать значения 1,37 Uф.н.р, соответствующего напряжению гашения вентильных разрядников);

- при включении в нейтраль реактора для ограничения грозовых перенапряжений на нейтрали трансформаторов и автотрансформаторов параллельно реактору должна быть включена резисторная установка с номинальным значением сопротивления 850±150 Ом (приложение 1).

3.4. Расчетным режимом для определения значения сопротивления реактора, включаемого в нейтраль автотрансформатора со средним напряжением 220 кВ, и уровня напряжения на нейтрали является режим включения (трехфазного) автотрансформатора со стороны высокого напряжения на однофазное КЗ на стороне среднего напряжения.

3.5. Расчетным режимом для определения значения сопротивления реактора, включаемого в нейтраль автотрансформатора со средним напряжением 110 или 150 кВ, и уровня напряжения на нейтрали является сохранение эффективного заземления нейтрали автотрансформатора при отключении его со стороны среднего напряжения.

3.6. Значение индуктивного сопротивления токоограничивающего реактора, включаемого в нейтраль силового (блочного) трансформатора электростанции, выбирается из условия сохранения эффективного заземления нейтрали автотрансформаторов и рассматриваемого блочного трансформатора, а также ограничения напряжения на их нейтралях до уровня, не превышающего указанный в приложении 1.

3.7. Расчетные формулы и схемы замещения для определения значения индуктивного сопротивления токоограничивающих реакторов приведены в приложении 2.

Рекомендуемые значения индуктивных сопротивлений реакторов, рассчитанных при сопротивлениях примыкающей системы X1 = X2 = X0 = 0, и типы реакторов, предназначенных для включения в нейтрали силовых (блочных) трансформаторов и автотрансформаторов, даны в приложении 3.

Значения индуктивных сопротивлений токоограничивающих реакторов рассчитаны на основе положений пп.3.3-3.7 и значений предельных мощностей (токов) КЗ, указанных в технических условиях и стандартах на трансформаторы и автотрансформаторы.

Выбор значений сопротивлений реакторов более указанных в приложении 3 для соответствующих типов трансформаторов и автотрансформаторов не рекомендуется. При необходимости более глубокого ограничения токов однофазных КЗ сопротивления реакторов могут быть приняты с учетом реального сопротивления прямой, обратной и нулевой последовательностей сети высшего напряжения. Расчет и выбор реакторов должен быть произведен с учетом изложенного в пп.3.3÷3.6 и приложения 2. При этом необходимо корректировать значения сопротивлений реакторов по мере развития энергосистемы.

3.8. При выбранных значениях сопротивления и местах установки токоограничивающих реакторов должны быть произведены расчет токов однофазного КЗ в сети с учетом изложенного в п.3.2 и сравнение их с допустимыми значениями.

3.9. В случаях, когда при исключении стационарного деления сети токи трехфазного КЗ становятся выше допустимых для оборудования, следует предусматривать опережающее деление сети при трехфазных и двухфазных КЗ.

3.10. При получении от установки реакторов большего, чем требуется эффекта токоограничения, целесообразно часть трансформаторов блоков электростанций (один-два) оставить с глухозаземленной нейтралью и повторно произвести расчет токов однофазного КЗ в сети.

3.11. Схема включения реакторов в нейтрали силовых трансформаторов и автотрансформаторов приведена на рис.1.



Рис.1. Схема включения реакторов в нейтрали трансформаторов и автотрансформаторов:

1, 2 - разъединители РНД-35-100 УХЛ1; 3 - роговой разрядник (устанавливается при соответствующем обосновании); 4 - резисторная установка БРУ-Н; 5 - реактор ТРОС-35-Х-Х;

6 - фазные обмотки ВН трансформатора (автотрансформатора)


3.12. При выбранных значениях сопротивлений реакторов и местах их расстановки в сети 110-220 кВ следует:

- перестроить уставки релейных защит для обеспечения необходимой чувствительности;

- оценить (при необходимости) на "слабых связях" в электрических сетях влияние реакторов на статическую устойчивость параллельной работы при ОАПВ.

3.13. После выполнения токоограничивающих мероприятий в сети 110-220 кВ не допускается шунтирование в нормальном режиме реакторов, установленных в нейтралях автотрансформаторов.

3.14. Примеры выполнения токоограничивающих мероприятий и расчета их эффективности приведены в приложении 4.

3.15. Токоограничивающий реактор, устанавливаемый в нейтраль автотрансформатора (со средним напряжением 110 кВ) с вольтодобавочным трансформатором со стороны нейтрали, выбирается без учета трансформатора.

Значение сопротивления реактора, включаемого в нейтраль автотрансформатора со средним напряжением 150 кВ и вольтодобавочным трансформатором со стороны нейтрали, принимается вдвое меньшим, чем значение, полученное в соответствии с п.3.5.

Выбор токоограничивающего реактора, устанавливаемого в нейтраль автотрансформатора со средним напряжением 220 кВ и вольтодобавочным трансформатором со стороны нейтрали, должен быть согласован с Главтехуправлением.



Приложение 1


УРОВНИ ДОПУСТИМЫХ ЗНАЧЕНИЙ НАПРЯЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ НА ОБОРУДОВАНИИ


Класс напряжения, кВ

Вид электрооборудования

Напряжение испытательное (1 мин), кВ

Допустимое напряжение

Длительность, с

Значение, кВ

110

Трансформаторы

85

0,1

85




1,0

75




3

65




Длительно

40,5



100

0,1

100




1,0

90




3

75




Длительно

50

220

Трансформаторы и автотрансформаторы

85

0,1

85



1,0

75




3

65




Длительно

40,5



200

0,1

160




1,0

140




3

135




Длительно

126

35

Токоограничивающие реакторы (ТРОС-35-Х-Х)

85 (80)*

0,1

-



1,0

75



3,0

65



20

25



Длительно

1,0-4,5**

35

Резисторная установка (БРУ-Н)


0,1

85



1,0

75


-

3,0

65



20

25



1800

4



3600

3



Длительно

1,5

* Испытательное напряжение (1 мин) внутренней изоляции реакторов (относительно корпуса).

** Допустимое напряжение в зависимости от типа реактора.



Приложение 2


РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ ИНДУКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ТОКООГРАНИЧИВАЮЩИХ РЕАКТОРОВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЙТРАЛИ АВТОТРАНСФОРМАТОРОВ


1. Режим при трехфазном включении автотрансформатора со стороны высокого напряжения на однофазное КЗ на стороне среднего напряжения 220 кВ.

Значение сопротивления (Ом) токоограничивающего реактора находится из выражения:

,         (1.1)

где UN - допустимое напряжение на нейтрали автотрансформатора, кВ (UN = 65 кВ);

- номинальное фазное напряжение сети со стороны высшего напряжения автотрансформатора, кВ;

, , - сопротивления схемы нулевой последовательности со стороны соответственно высшего, среднего и низшего напряжений автотрансформатора, Ом, представленного нетрадиционной схемой замещения (рис.2);

X0 - результирующее сопротивление нулевой последовательности сети высшего напряжения, приведенное к стороне среднего напряжения, Ом.



Рис.2. Нетрадиционная схема замещения нулевой последовательности автотрансформаторов с реактором в нейтрали


, , определяются по формулам:

                                                (1.2)

                                                  (1.3)

                                                             (1.4)

где n - коэффициент трансформации автотрансформатора (BH - CH).

.

XBH, XCH, XHH - результирующие сопротивления схемы прямой (обратной) последовательности со стороны соответственно высшего, среднего и низшего напряжений автотрансформатора, представленного традиционной схемой замещения (рис.3), приведенные к напряжению на стороне среднего напряжения, Ом;



Рис.3. Традиционная схема замещения нулевой последовательности автотрансформатора с реактором в нейтрали


                                          (1.5)

где X1, X2 - соответственно результирующие сопротивления прямой и обратной последовательностей сети высшего напряжения, приведенные к стороне среднего напряжения, Ом;

X1ГОСТ, X2ГОСТ - сопротивления соответственно прямой и обратной последовательностей, определенные по нормируемым ГОСТ на автотрансформаторы значениям динамической устойчивости обмоток, приведенные к стороне среднего напряжения, Ом.

В приложении 3 приведены рекомендуемые значения индуктивных сопротивлений токоограничивающих реакторов, вычисленные по (1.1) и (1.6).

2. Режим после отключения автотрансформатора со средним напряжением 110-150 кВ со стороны среднего напряжения.

Значение сопротивления (Ом) токоограничивающего реактора находится из выражения:

                                 (1.6)


Расчетные формулы для определения значения индуктивного сопротивления токоограничивающих реакторов, включаемых в нейтрали блочных трансформаторов электростанций


1. Значение сопротивления (Ом) токоограничивающего реактора, включаемого в нейтраль блочного трансформатора, принимается исходя из следующих выражений:

Xp 3,7 XT1 (2.1) - для трансформатора

класса напряжения 110 кВ;

Xp 3 XT1 (2.2) - для трансформатора

класса напряжения 150 кВ;

Xp 2 XT1 (2.3) - для трансформатора

класса напряжения 220 кВ,

где XT1 - сопротивление прямой последовательности блочного трансформатора.


Учет сопротивления реактора в традиционной схеме замещения нулевой последовательности автотрансформатора


1. Сопротивление реактора, включаемого в нейтраль автотрансформатора, учитывается в каждой из трех ветвей схемы замещения нулевой последовательности автотрансформатора (см. рис.3) с третичной обмоткой, соединенной в треугольник, значением, умноженным на соответствующий коэффициент: в ветвь BH 3Xp · (1 - n), в ветвь CH 3Xp · (n - 1) n, в ветвь HH 3Xp n, где сопротивления приведены к напряжению стороны BH. При приведении сопротивлений к напряжению стороны CH значения следует разделить на n2.


Учет реактора в нетрадиционной схеме замещения нулевой последовательности автотрансформатора


1. При расчетах токов КЗ в схемах автотрансформаторов с сопротивлениями в нейтралях рекомендуется использовать новую схему замещения автотрансформатора, имеющую точку, в которой может быть определен потенциал нейтрали по отношению к земле. Она применима в схемах замещения всех последовательностей сети, в которой параметры сети со стороны высшего и среднего напряжения приведены каждая к своему классу напряжения.

2. Нетрадиционная схема нулевой последовательности представлена на рис.2, а ее параметры находятся по выражениям (1.2), (1.3), (1.4).



Приложение 3


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ИНДУКТИВНЫХ СОПРОТИВЛЕНИЙ ТОКООГРАНИЧИВАЮЩИХ РЕАКТОРОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В НЕЙТРАЛИ АВТОТРАНСФОРМАТОРОВ, ПРИВЕДЕНЫ В ТАБЛ.П3.1.


Таблица П3.1


Тип автотрансформатора

Рекомендуемое значение сопротивления реактора, Ом

Тип реактора

1. АТДЦТН 125000/220

40

ТРОС-35-100-40

2. АТДЦТН 200000/220

30

ТРОС-35-150-30

3. АТДЦТН 250000/220

20

ТРОС-35-200-20

4. АТДЦТН 125000/330

20

ТРОС-35-150-20

5. АТДЦТН 200000/330

10

ТРОС-35-200-10

6. АТДЦТН 250000/500

6

ТРОС-35-300-6

7. АТДЦТ 250000/330

20/10*

ТРОС-35-150-20(10)

8. АТДЦТ 240000/330

40

ТРОС-35-60-40

9. АОДЦТН 133000/330/220

20

ТРОС-35-100-20

10. АОДЦТН 167000/500

10

ТРОС-35-200-10

11. АОДЦТН 267000/500

6

ТРОС-35-300-6

* Для автотрансформатора с вольтодобавочным трансформатором.


Рекомендуемые значения индуктивных сопротивлений токоограничивающих реакторов, предназначенных для включения в нейтрали блочных трансформаторов, приведены в табл.П3.2


Таблица П3.2


Тип трансформатора

Рекомендуемое значение сопротивления реактора, Ом

Тип реактора

1. ТДЦ 400000/110

10

ТРОС-35-100-10

2. ТДЦ 250000/110

20

ТРОС-35-100-20

3. ТДЦ 200000/110

20

ТРОС-35-50-20

4. ТДЦ 125000/110

30

ТРОС-35-50-30

5. ТЦ 400000/150

20

ТРОС-35-100-20

6. ТЦ 250000/150

30

ТРОС-35-50-30

7. ТДЦ 400000/220

20

ТРОС-35-50-20

8. ТДЦ 250000/220

40

ТРОС-35-50-40

9. ТДЦ 200000/220

40

ТРОС-35-50-40

10.ТДЦ 125000/220

40

ТРОС-35-50-40



Приложение 4


ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ТОКОВ ОДНОФАЗНОГО КЗ


1. ГРЭС-1.

РУ 110 кВ ГРЭС содержит три блока по 50 МВт (Б1, Б2, Б3), один блок 100 МВт (Б5), два блока по 165 МВт (Б6, Б7), два автотрансформатора связи 330/110 кВ по 200 MB·А каждый (AT1, AT2).

Ток однофазного КЗ на шинах 110 кВ ГРЭС составляет 37 кА, трехфазного - 31,5 кА. Номинальный ток отключения выключателей 110 кВ ГРЭС - 35 кА, поэтому в РУ 110 кВ ГРЭС необходимо ограничение токов однофазного КЗ.

В соответствии с приложением 3 для автотрансформаторов выбираем реакторы с сопротивлением XPAT1 = XPAT2 = 10 Ом, для блоков 165 МВт: X6 = X7 = 20 Ом, для блока 100 МВт: X5 = 30 Ом, для блока 50 МВт: X1 = X2 = X3 = 40 Ом.

Схемы замещения прямой, обратной и нулевой последовательностей сети 110 кВ ГРЭС представлены на рис.4.



Рис.4. Схемы замещения сети 110 кВ ГРЭС-1:

а - схема прямой и обратной последовательностей (автотрансформаторы введены традиционной схемой); б - схема нулевой последовательности (автотрансформаторы введены нетрадиционной схемой)


Результирующее сопротивление схемы прямой последовательности равно X1 = 2,1 Ом, нулевой последовательности без реакторов - 1,2 Ом, с реактором - 4,8 Ом.

В результате включения токоограничивающих реакторов в нейтрали трансформаторов и автотрансформаторов ток однофазного КЗ на шинах 110 кВ ГРЭС уменьшается до 22 кА. Суммарный сквозной ток через автотрансформаторы AT1 и AT2 уменьшается с 12,75 до 7,5 кA, т.е. в 1,7 раза.

Если оставить глухо заземленными нейтрали трансформаторов T1, T2, T3 и T5, то ток однофазного КЗ ограничится до 28 кА, а сквозной ток через автотрансформаторы в выводах CH ограничится в 1,6 раза.


2. ГРЭС-2.

РУ 220 кВ ГРЭС содержит четыре блока по 300 МВт (Б1, Б2, Б3, Б4), два автотрансформатора 500/220 кВ по 3х267 MB·А каждый. К третичной обмотке каждого автотрансформатора подключен генератор 300 МВт. Ток однофазного КЗ на шинах 220 кВ ГРЭС составляет 45,7 кА, трехфазного - 37 кА. Номинальный ток отключения выключателей - 40 кА. Поэтому на ГРЭС необходимо ограничение тока однофазного КЗ.

В соответствии с приложением 3 для автотрансформаторов выбираем реакторы с сопротивлением XPAT = 6 Ом, для блоков 300 МВт: X1 = X2 = X3 = X4 = 30 Ом.

Схемы замещения прямой, обратной и нулевой последовательностей сети 220 кВ ГРЭС представлены на рис.5.



Рис.5. Схемы замещения сети 220 кВ ГРЭС-2:

а - схема прямой и обратной последовательностей (автотрансформаторы введены традиционной схемой); б - схема нулевой последовательности (автотрансформаторы введены традиционной схемой)


Результирующее сопротивление схемы прямой последовательности равно 3,6 Ом, нулевой последовательности без реакторов - 1,52 Ом, с реакторами - 4,72 Ом.

В результате включения токоограничивающих реакторов ток однофазного КЗ на шинах 220 кВ ГРЭС уменьшается до 33,4 кА. Суммарный сквозной ток через автотрансформаторы AT1 и AT2 уменьшается с 25 до 17,3 кА, т.е. почти в 1,5 раза.

3. Подстанция 330 кВ.

РУ 330 кВ содержит один автотрансформатор 330/110 кВ 200 МВ·А и два автотрансформатора 330/110 кВ по 125 MB·А. Ток однофазного КЗ на шинах 110 кВ РУ составляет 15,2 кА. Кратность сквозных токов в общих обмотках автотрансформаторов при однофазном КЗ близка к нормированному значению динамической стойкости. В соответствии с приложением 3 для автотрансформатора 200 МВ·А выбирается реактор с сопротивлением 10 Ом, для автотрансформаторов 125 МВ·А - реакторы по 20 Ом. Заземление нейтрали автотрансформаторов через реакторы ограничивает сквозной ток КЗ в общих обмотках в 1,5 раза. Наибольшее напряжение на нейтрали автотрансформатора при однофазном КЗ на шинах 110 кВ составляет 27 кВ.

Схемы замещения для расчетов токов КЗ и напряжения на нейтрали представлены на рис.6.



Рис.6. Схемы замещения участка сети, примыкающего к подстанции 330 кВ:

а - схема прямой и обратной последовательностей; б - схема нулевой последовательности (автотрансформаторы введены нетрадиционной схемой)


Назад

 



121357 г. Москва, Ивана Франко 46с4
(499) 450-37-23, (495) 797-30-53, (495) 440-74-62
Политика конфиденциальности



Оформить заказ
Корзина: