Warning: Declaration of feedBack::send() should be compatible with Mail::send($m) in /home/atisars/data/www/atis-ars.ru/class/smtp.php on line 266
Нормативные документы - СО 06-16-АКТНП-003-2004
Все заказы обрабатываются и выполняются в обычном рабочем цикле. Доставка также осуществляется на регулярной основе.

НПП "Центр охраны труда"

(499) 450-37-23, (495) 440-7462, (495) 797-30-53
Распродажа!   товаров с большой скидкой!   Внимание!   Снижены цены на знаки безопасности , вспомогательные таблички и плакаты по электробезопасности

Назад


ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ "ТРАНСНЕФТЕПРОДУКТ"


СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ



ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДАМ СИСТЕМЫ ОАО "АК "ТРАНСНЕФТЕПРОДУКТ" МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКИ


СО 06-16-АКТНП-003-2004



1. РАЗРАБОТАН Научно-исследовательской лабораторией нефтегазовой гидродинамики Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина и ОАО "АК "Транснефтепродукт".

Коллектив в составе:

к.т.н., с.н.с. В.В. Васильковский, к.т.н., с.н.с. А.С. Дидковская. д.т.н., проф. М.В. Лурье (ответственный исполнитель), к.т.н., с.н.с. Л.В. Полянская и специалисты ОАО "АК "Транснефтепродукт" и ее дочерних обществ.


2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 августа 2004 г. приказом ОАО "АК "Транснефтепродукт" от " 27 "июля 2004 г. № 55.


3. СОГЛАСОВАН Управлением стандартизации Госстандарта РФ (письмо от 29 июля 2003 г. № 220-63/2583) и Старшим вице-президентом ОАО "АК "Траснефтепродукт" СП. Макаровым.


4. ВВЕДЕН ВЗАМЕН "Инструкции по технологии последовательной перекачки нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам", утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР в 1986 г.


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


1.1. Настоящая Инструкция предназначена для решения технологических и организационных вопросов при транспортировании светлых нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам методом их последовательной перекачки прямым контактированием (в том числе, для определения оптимальных объемов их партий), регламентирования режимов работы магистральных нефтепродуктопроводов, контроля за продвижением партий нефтепродуктов, приема нефтепродуктов и раскладки образовавшейся смеси на пунктах приема-сдачи магистральных нефтепродуктопроводов.

1.2. Инструкция применяется на магистральных нефтепродуктопроводах ОАО "АК "Транснефтепродукт", по которым осуществляется последовательная перекачка светлых нефтепродуктов (автобензинов, дизельных топлив различных марок и сортов, топлив для реактивных двигателей и т.п.), в соответствии с ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение" при условии сохранения их качества в пределах, установленных нормативными документами.

1.3. Инструкция распространяется на магистральные нефтепродуктопроводы ОАО "АК "Транснефтепродукт", расположенные как на территории Российской Федерации, так и на магистральные нефтепродуктопроводы ОАО "АК "Транснефтепродукт", расположенные на территории других государств, в части, не противоречащей законодательству соответствующих государств.

1.4. Инструкция распространяется на все дочерние общества, входящие в систему трубопроводного транспорта нефтепродуктов ОАО "АК "Транснефтепродукт", осуществляющие транспортирование нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам, а также проектирование магистральных нефтепродуктопроводов, вне зависимости от их организационно-правовой формы собственности.

1.5. На основе настоящей Инструкции дочерние общества, производственные отделения, предприятия и другие организации, эксплуатирующие магистральные нефтепродуктопроводы, разрабатывают новые или вносят изменения и дополнения в соответствующие действующие нормативные документы с учетом конкретных условий.


2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем СО использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 26098-84. Нефтепродукты. Термины и определения.

ГОСТ Р 8.568-97. Аттестация испытательного оборудования.

ГОСТ 1510-84. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.

ГОСТ 2517-85. Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб.

ГОСТ 3900-85. Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности.

ГОСТ 2084-77. Бензины автомобильные. Технические условия.

ГОСТ Р 51105-97. Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия.

ГОСТ 305-82. Топливо дизельное. Технические условия.

ГОСТ 10227-86. Топлива для реактивных двигателей. Технические условия.

ГОСТ 52050-03. Авиационное топливо для газотурбинных двигателей ДЖЕТ А-1.

ВНТП-3-90 "Нормы технологического проектирования разветвленных нефтепродуктопроводов".

РД 153-39.4-041-99. "Правила технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов".

РД 153-39-011-97. "Инструкция по учету нефтепродуктов на магистральных нефтепродуктопроводах".

ТУ 38.001165-03; ТУ 38.401-58-171-96; ТУ 38.1011348-03; ТУ 38.401-58-110-94; ТУ 38.401-58-170-96; и др.

"Руководство по расчету количества смеси разносортных нефтепродуктов при последовательной перекачке нефтепродуктов в разветвленных трубопроводах". Утверждено Госкомнефтепродуктом СССР 08.12.1982.

Нормативный документ "Маршрутные объемы смесеобразования. Методика и таблицы для расчета объема нетоварной смеси, образующейся при последовательной перекачке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам", утвержденный 08.01.2003 г. ОАО "АК "Транснефтепродукт".


3. ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ


ОАО "АК "Транснефтепродукт" Открытое акционерное общество "Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов "Транснефтепродукт".

ОАО

Открытое акционерное общество.

ГОСТ

Государственный стандарт.

РД

Руководящий документ.

ТУ

Технические условия.

МНПП

Магистральный нефтепродуктопровод.

ПО

Производственное отделение.

ДС

Диспетчерская служба.

ДП

Диспетчерский пункт.

МДП

Местный диспетчерский пункт.

ТТС

Товаротранспортная служба.

ГПС

Головная перекачивающая станция.

ППС

Промежуточная перекачивающая станция.

ПС

Перекачивающая станция.

НП

Наливной пункт.

ЛПДС

Линейная производственно-диспетчерская станция.

ТРД

Топливо для реактивных двигателей.

Заказчик юридическое лицо, владеющее нефтепродуктом на правах законного грузовладения (Грузовладелец); вступает в договорные отношения с ОАО "АК "Транснефтепродукт" и его дочерними обществами на предмет приема, транспортирования по магистральным трубопроводам, хранения, сдачи на пунктах приема-сдачи или отгрузки нефтепродуктов с наливных пунктов.

Исполнитель ОАО "АК "Транснефтепродукт" и его дочерние общества; исполняют все условия заключенных договоров по приему, транспортированию и сдаче нефтепродуктов на пункты назначения или отгрузке их с наливных пунктов по территории РФ и за ее пределы.

Запас качества нефтепродуктов разность значений определенных (контрольных) показателей их качества по стандарту и фактических (по паспорту). Например, при последовательной перекачке автобензинов и дизельных топлив контрольные показатели конец кипения автобензинов и температура вспышки дизельных топлив.


4. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ


4.1. Последовательная перекачка разноименных или разносортных нефтепродуктов их прямым контактированием заключается в том, что нефтепродукты последовательно закачиваются в трубопровод в виде отдельных партий и транспортируются до пунктов их приема-сдачи. При этом каждая партия вытесняет предыдущую и вытесняется последующей. На головной станции нефтепродукты закачиваются из отдельных резервуаров в МНПП, транспортируются по нему партиями, направляются, при необходимости, промежуточным потребителям, подключенным к магистральному трубопроводу, по отводам, а в пункте приема-сдачи принимаются из трубопровода в отдельные резервуары.

Размеры партий нефтепродуктов с необходимым запасом качества, закачиваемых в МНПП на ГПС, рекомендуется устанавливать с учетом обеспечения плановой отгрузки нефтепродуктов с наливных пунктов и приема их от нефтеперерабатывающих заводов, а также полной раскладки технологических смесей (п.п. 6.20-6.30 Инструкции).

4.2. По магистральным нефтепродуктопроводам может осуществляться последовательная перекачка следующих светлых нефтепродуктов:

неэтилированные автомобильные бензины:

А-76 по ГОСТ 2084-77 "Бензины автомобильные. Технические условия;

разных марок А-80, А-92, А-96 (на экспорт), Аи-80, Аи-92, Аи-96 (для внутренних потребителей) по ТУ 38.001165-03 "Бензины автомобильные экспортные. Технические условия";

с улучшенными экологическими свойствами разных марок АИ-80ЭК, АИ-92ЭК, АИ-95ЭК по ТУ 38.401-58-171-96 "Бензины автомобильные неэтилированные с улучшенными экологическими свойствами (городские). Технические условия";

разных марок Нормаль-80, Регуляр-91, Регуляр-92, Премиум-95 по ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия"; и по другим стандартам;

дизельные топлива:

разных марок летнее разных сортов с температурой вспышки не ниже 40°С и не ниже 62°С, двух видов (с содержанием серы не более 0,2% и не более 0,5%), а также зимнее разных сортов по ГОСТ 305-82 "Топливо дизельное. Технические условия";

экологически чистое разных марок летнее ДЛЭЧ 4-х видов: I вид (с содержанием серы не более 0,005%), II вид (с содержанием серы не более 0,035%), III вид (с содержанием серы не более 0,05%), IV вид ( с содержанием серы не более 0,1%) и зимнее разных сортов по ТУ 38.1011348-03 "Топливо дизельное экологически чистое. Технические условия";

экспортное разных марок летнее двух видов (с содержанием серы не более 0,2% и не более 0,3%) и зимнее (с содержанием серы не более 0,2%) по ТУ 38.401-58-110-94 "Топливо дизельное экспортное. Технические условия";

с улучшенными экологическими свойствами разных марок (летнее, летнее с присадкой, зимнее двух видов с содержанием серы не более 0,05% и не более 0,1%) по ТУ 38.401-58-170-96 "Топлива дизельные с улучшенными экологическими свойствами (городские)" и др.;

топлива для реактивных двигателей ТС-1 по ГОСТ 10227-86 "Топлива для реактивных двигателей. Технические условия".

При необходимости возможна последовательная перекачка и других светлых нефтепродуктов в соответствии с ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение".

4.3. Транспортирование нефтепродуктов по магистральным трубопроводам ОАО "АК "Транснефтепродукт" производится на основании договоров между Заказчиком и Исполнителем.

В договорах для обеспечения сохранности качества транспортируемых нефтепродуктов необходимо предусматривать необходимый запас их качества, а также условия реализации технологических смесей нефтепродуктов в пределах норматива при отсутствии необходимого запаса их качества.

4.4. Транспортирование нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам производится с соблюдением рекомендаций настоящей Инструкции и других действующих нормативных документов и направлено на выполнение заданий по поставкам запланированных объемов нефтепродуктов с обеспечением сохранности их качества.


5. ПОРЯДОК ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ СВЕТЛЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ

ПО МАГИСТРАЛЬНОМУ ТРУБОПРОВОДУ МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКИ


5.1. Последовательная перекачка разноименных и разносортных нефтепродуктов по магистральным трубопроводам осуществляется циклами. Каждый цикл состоит из нескольких партий нефтепродуктов, располагающихся в определенной последовательности. Порядок последовательности партий нефтепродуктов в цикле определяется таким образом, чтобы каждый нефтепродукт контактировал с двумя другими, наиболее близкими к нему по своим свойствам.

5.2. При последовательной перекачке различных марок бензинов контактирующие пары подбираются с наименьшей разницей их октановых чисел.

5.3. При последовательной перекачке различных марок (видов) дизельных топлив контактирующие пары подбираются с минимальной разницей температур их вспышки, а при одинаковой разнице температур вспышек с минимальной разницей содержания серы.

5.4. В контакте с летним дизельным топливом с температурой вспышки 62°С и максимальным запасом качества по температуре вспышки и зимним дизельным топливом, а также в контакте с бензинами рекомендуется закачивать летнее дизельное топливо с температурой вспышки 40°С.

5.5. В контакте с экспортным или экологически чистым дизельным топливом рекомендуется закачивать летнее дизельное топливо с температурой вспышки 62°С с необходимым запасом качества.

5.6. В целях снижения смесеобразования допускается закачивать в зону контакта различных нефтепродуктов в качестве буферных пробок технологические смеси этих нефтепродуктов.

Осуществлять это мероприятие рекомендуется только после проведения опытной последовательной перекачки нефтепродуктов.

5.7. Последовательная перекачка топлива для реактивных двигателей ТС-1 по магистральным нефтепродуктопроводам осуществляется в соответствии с требованиями нормативного документа* в контакте с дизельным топливом или автобензином после проведения комиссионной опытной последовательной перекачки, испытания топлива на соответствие ГОСТ 10227-86 "Топлива для реактивных двигателей. Технические условия" и по комплексу методов квалификационной оценки, получения в установленном порядке положительного решения Межведомственной комиссии по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (бывш. Госстандарте РФ), а также при соблюдении рекомендаций, изложенных в п. 6.28 Инструкции, разработке и утверждении в установленном порядке инструкции для конкретного магистрального нефтепродуктопровода.

__________________

* "Инструкция по транспортированию топлива для реактивных двигателей по магистральным нефтепродуктопроводам", утвержденная Госкомнефтепродуктом СССР 29.07.1982 г.


6. СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ И СПОСОБЫ ЕГО СОКРАЩЕНИЯ ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКЕ


6.1. При последовательной перекачке нефтепродуктов прямым контактированием в местах контакта их партий образуется смесь этих нефтепродуктов. Причиной смесеобразования является неравномерное вытеснение одного нефтепродукта другим. Скорость движения частиц жидкости на оси трубопровода больше, чем у его стенок, поэтому клин позади идущей жидкости внедряется в жидкость, идущую впереди, а процессы турбулентного перемешивания распределяют вытесняющий нефтепродукт по всему сечению трубопровода.

Образование смеси в зонах контакта соседних партий нефтепродуктов органически присуще данному методу транспортировки нефтепродуктов, является основной особенностью их последовательной перекачки прямым контактированием, обусловлено физическими процессами, сопровождающими вытеснение одной жидкости другой, и поэтому не может быть полностью устранено.

6.2. В течение всего времени перекачки объем смеси нефтепродуктов в зоне контакта последовательно движущихся партий постоянно возрастает, образуя плавный переход от одного нефтепродукта к другому. Темпы этого возрастания не одинаковы. Сначала, когда протяженность зоны смеси мала и переход от одного нефтепродукта к другому происходит на небольшом расстоянии, объем смеси нарастает быстро, но по мере увеличения протяженности смеси последняя играет роль буфера между нефтепродуктами, и темпы роста объема смеси замедляются.

6.3. Образующаяся в процессе последовательной перекачки технологическая смесь контактирующих нефтепродуктов обусловлена физическими процессами, присущими самой технологии транспортирования светлых нефтепродуктов по трубопроводам.

Магистральные нефтепродуктопроводы не предназначены для производства новых марок нефтепродуктов и технологическая смесь, образующаяся в зонах контактирования партий нефтепродуктов вследствие особенностей технологии последовательной перекачки, не является новой маркой нефтепродукта.

6.4. В пунктах приема-сдачи магистрального нефтепродуктопровода с целью восстановления качества перекачиваемых последовательно нефтепродуктов осуществляется равномерное распределение (раскладка) смеси, образовавшейся при транспортировке нефтепродуктов, по партиям этих нефтепродуктов. Сущность раскладки состоит в добавлении некоторого количества смеси к нефтепродуктам, из которых она образовалась, осуществляемого за счет имеющегося у нефтепродуктов запаса качества с обеспечением сохранности в допустимых стандартами пределах показателей качества нефтепродуктов, к которым добавляется смесь.

Процесс равномерного распределения (раскладки) смеси по партиям нефтепродуктов, из которых она образовалась, предназначен для обеспечения сохранности качества и ресурсов принятых к транспортировке нефтепродуктов, не является специальным смешением двух марок готовых нефтепродуктов и не представляет собой производство нового нефтепродукта.

6.5. Зона смеси нефтепродуктов расположена между последовательно движущимися нефтепродуктами; концентрация (процентное содержание) каждого из них меняется в этой зоне от 0,01 (1%) до 0,99 (99%). Объем Vc3) смеси включает зону смеси в указанных пределах концентраций. Эта величина является важным показателем образующейся смеси, однако, она не означает, что такое количество нефтепродуктов подлежит раскладке на конечном пункте МНПП.

6.6. Объем Vc3) смеси, образующейся в каждом контакте партий нефтепродуктов при последовательной перекачке по трубопроводу протяженностью L (м) и постоянным внутренним диаметром d (м) в безостановочном режиме (без учета первичной технологической смеси), рассчитывается по формуле:


,                                                (1)


где Vт = L·π·d2/4

объем внутренней полости трубопровода;

λ1 и λ2

коэффициенты гидравлического сопротивления, вычисленные по параметрам контактирующих нефтепродуктов для данной скорости перекачки W.

Коэффициенты гидравлического сопротивления вычисляются по универсальной формуле:


,                                                        (2)


где Δ

абсолютная шероховатость внутренней поверхности трубопровода, как правило,          Δ 0,00025 - 0,00050 м (для длительно эксплуатирующихся труб до 0,00070 м);

Re

число Рейнольдса, рассчитываемое по формуле:


,                                                                (3)

где W

скорость нефтепродукта в трубопроводе (м/с);

v

кинематическая вязкость нефтепродукта (м2/с); если вязкость задана в сантистоксах (сСт), то 1 сСт = 10-6 м2/с.


W = 4Q/(3600 · π · d2),

где Q

расход перекачки (м3/ч).

Пример. Определить длину и объем смеси, образующейся в зоне контакта автомобильного бензина А-76 (ρ1 = 738 кг/м3, v1 = 0,6 сСт) и дизельного топлива Л-40 (ρ2 = 840 кг/м3, v2 = 9,0 сСт) при их последовательной перекачке по МНПП с внутренним диаметром 514 мм и протяженностью 700 км. Абсолютная шероховатость внутренней поверхности МНПП 0,25 мм. Расход перекачки Q = 1100 м3/ч.

Расчет. Рассчитывается скорость перекачки:


м/с.


Определяются числа Рейнольдса для перекачиваемых нефтепродуктов:


; .


Вычисляются коэффициенты гидравлического сопротивления:


; .


Рассчитывается объем смеси:


м3.


Определяется длина зоны смеси Lc:


.


6.7. Объем Vc смеси может быть также определен по таблицам, содержащимся в нормативных документах *.

Объем смеси, образующейся при последовательной перекачке разных нефтепродуктов (их марок, сортов) и раскладка смеси могут быть рассчитаны также с помощью компьютерной программы "Микс", имеющейся в ОАО "АК "Транснефтепродукт" и дочерних обществах.

В приложении № 1 к Инструкции приведены минимальные объемы смесеобразования, рассчитанные по программе "Микс" для некоторых маршрутов безостановочной транзитной перекачки нефтепродуктов в режиме "из насоса в насос", при абсолютной шероховатости 0,00025 м, без учета первичной технологической смеси.

___________________

* НД "Руководство по расчету количества смеси разносортных нефтепродуктов при последовательной перекачке нефтепродуктов в разветвленных трубопроводах", утвержденный Госкомнефтепродуктом СССР 08.12.1982 г.

НД "Маршрутные объемы смесеобразования. Методика и таблицы для расчета объема нетоварной смеси, образующейся при последовательной перекачке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам", утвержденный 08.01.2003 г. ОАО "АК "Транснефтепродукт".


6.8. В каждом дочернем обществе, осуществляющем транспортирование нефтепродуктов методом последовательной перекачки, необходимо разработать и утвердить в установленном порядке маршрутные нормативы смесеобразования и минимально допустимые объемы партий нефтепродуктов, обеспечивающие раскладку смесей, с учетом конкретных условий транспортирования нефтепродуктов и технического состояния МНПП.

6.9. Для уменьшения смесеобразования при транспортировании нефтепродуктов методом последовательной перекачки прямым контактированием необходимо вести ее с максимально высокими скоростями, т.е. в условиях развитого турбулентного режима (Re должны быть порядка 25000 и больше). В таких режимах распределение скоростей жидкости по сечению трубопровода происходит более равномерно, полнота вытеснения одним нефтепродуктом другого увеличивается, а количество образующейся смеси уменьшается.

6.10. С целью уменьшения смесеобразования рекомендуется устанавливать режим перекачки нефтепродуктов со скоростью потока не менее 0,75 м/с.

6.11. Остановки при последовательной перекачке нефтепродуктов, отличающихся по плотности, крайне нежелательны, так как при остановках перекачки прекращается выравнивающее действие турбулентных пульсаций, в результате чего в зонах контакта нефтепродуктов с различной плотностью под действием силы тяжести происходит их растекание. При этом более тяжелый нефтепродукт движется по нижней части трубы в сторону спуска, а более легкий нефтепродукт навстречу ему по верхней части трубы, в сторону подъема. Этот процесс происходит весьма интенсивно и существует даже при незначительной разности плотностей нефтепродуктов. Поэтому рекомендуется вести последовательную перекачку нефтепродуктов в безостановочном турбулентном режиме.

6.12. При неизбежной остановке перекачки в зоне смеси протекают следующие процессы. Дополнительное смесеобразование при остановках перекачки определяется, главным образом, профилем МНПП в местах остановки смесей. Процесс растекания нефтепродуктов происходит до тех пор, пока более тяжелый нефтепродукт не заполнит ближайшую низину (колено) трубопровода и не преградит путь вверх более легкому нефтепродукту. В изгибах трубопровода с амплитудами большими, чем его диаметр, образуются гидрозатворы, предотвращающие дальнейшее растекание нефтепродуктов.

6.13. При остановках последовательной перекачки нефтепродуктов необходимо выбирать для остановки смеси такие участки профиля, чтобы более тяжелый нефтепродукт находился ниже более легкого. Если это не удается осуществить, то остановки смесей следует осуществлять на участках с высокой степенью перемежаемости спусков и подъемов профиля трубопровода с амплитудами большими его диаметра.

6.14. Для уменьшения дополнительного смесеобразования при остановках последовательной перекачки нефтепродуктов с различной плотностью необходимо провести предварительный геометрический анализ структуры профиля МНПП (с шагом не более 100 м) и выделить участки, на которых остановки зон контактов допустимы, и участки, на которых такие остановки не допускаются. Такие участки должны быть определены в каждом дочернем обществе с учетом конкретных условий эксплуатации МНПП и отражены в соответствующих нормативных документах.

Для определения допустимых участков остановки зон контактов этих нефтепродуктов рекомендуется использовать компьютерную программу "ПИЛА", имеющуюся в ОАО "АК "Транснефтепродукт" и дочерних обществах.

Пример. Профиль равнинного нефтепродуктопровода с внутренним диаметром 514 мм на 5-километровом равнинном участке AD, со 180-го по 185-й километр, дан в табл. 1


Таблица 1


X, км

Z, м

Х, км

Z, м

X, км

Z, м

X, км

Z, м

X, км

Z, м

180,0

56,2

181,0

54,3

182,0

54,5

183,0

62,5

184,0

62,1

180,1

54,2

181,1

52,3

182,1

53,6

183,1

63,6

184,1

64,4

180,2

54,9

181,2

53,4

182,2

50,0

183,2

65,0

184,2

66,2

180,3

53,2

181,3

53,0

182,3

55,5

183,3

66,2

184,3

63,5

180,4

53,5

181,4

53,9

182,4

55,3

183,4

62,1

184,4

65,4

180,5

53,1

181,5

55,7

182,5

60,7

183,5

58,0

184,5

62,4

180,6

55,6

181,6

57,0

182,6

62,2

183,6

61,2

184,6

65,7

180,7

54,2

181,7

56,8

182,7

64,4

183,7

64,0

184,7

67,2

180,8

57,1

181,8

57,6

182,8

65,0

183,8

61,5

184,8

66,5

180,9

56,0

181,9

55,1

182,9

64,0

183,9

63,5

184,9

63,0


Определить места, допустимые для остановок зон смеси нефтепродуктов различной плотности.

Расчет. На профиле трубопровода определяются низины, в которых могут образовываться гидрозатворы. Первая вершина находится в сечении 180 км, следующая в сечении 180,2 км. Между ними существует низина 180,1 км, высотная отметка которой на 2 м ниже левой вершины и на 0,7 м ниже правой. Поскольку разности высот этих вершин и лежащей между ними низины превышают диаметр трубопровода, равный 0,514 м, то в сечении 180,1 км может образоваться гидрозатвор. Вершины и низина отмечаются точками на индикаторной диаграмме (рисунок).



Индикаторная диаграмма


В сечении 180,4 км также имеется локальная вершина профиля, однако, она на 0,3 м выше левой и на 0,4 м выше правой низин профиля, что меньше диаметра трубопровода, поэтому гидрозатвор здесь образоваться не может. Вершина профиля на 180,6 км является затворообразующей, так как с вершинами на 180,2 км и 180,8 км она образует гидрозатворы в низинах на 180,5 км и 180,7 км.

Аналогично строятся другие точки на индикаторной диаграмме рассматриваемого участка; в табл. 1 локальные (затворообразующие) вершины профиля трубопровода выделены жирным шрифтом.

Индикаторная диаграмма показывает, что на рассматриваемом участке МНПП имеются два допустимых для остановки смеси участка: АВ (протяженностью 1 км) и CD (протяженностью 1,5 км). Частота пилообразных колебаний индикаторной кривой на этих участках максимальная, что гарантирует образование гидрозатворов при остановке на них смеси. Наоборот, участок ВС протяженностью 2,5 км максимально неблагоприятен для остановок на нем смеси, так как он изобилует затяжными спусками и подъемами, на которых может произойти сильное растекание нефтепродуктов и, следовательно, увеличение объема смеси.

6.15. Объем смеси в трубопроводе, состоящем из участков труб с разными диаметрами, определяется по формуле:


3),                                             (4)


где Vc1, Vc2, ... Vcn

объемы смеси (м3), рассчитанные по формуле 1 для каждого участка трубопровода с постоянным диаметром;

n

количество участков.

6.16. Закачка в МНПП последовательно перекачиваемых нефтепродуктов должна осуществляется в безостановочном режиме, при минимальном времени переключения резервуаров с этими нефтепродуктами, что должно обеспечиваться быстродействующей запорной арматурой высокого класса герметичности.

При этом в начале МНПП образуется первичная технологическая смесь. Объем первичной технологической смеси на каждой перекачивающей станции определяется опытным путем.

Влияние первичной технологической смеси на общий объем образующейся смеси особенно значительно сказывается в "коротких" трубопроводах (до 200 км) и в меньшей степени в "длинных" трубопроводах (свыше 200 км).

6.17. Объем смеси , образующейся в трубопроводе с учетом объема Vc03) первичной технологической смеси, рассчитывается по формуле:


3),                                                         (5)


где Vc

объем смеси (м3), образующейся в этом трубопроводе и рассчитанный по формуле 1 (без учета первичной технологической смеси).

Влияние объема первичной технологической смеси на общий объем смеси, образующейся в трубопроводе при перекачке, представлено в табл. 2.


Таблица 2


Влияние объема первичной технологической смеси на общий объем смеси, образующейся при последовательной перекачке


10

12

14

16

18

20

100

101,0

101,4

101,8

102,3

102,8

103,3

148,5


6.18. В пунктах приема-сдачи нефтепродуктов происходит равномерное распределение (раскладка) смеси по исходным нефтепродуктам, исходя из имеющихся ресурсов нефтепродуктов и запаса их качества. Достаточность ресурсов нефтепродуктов, предназначенных для раскладки в них смеси, определяется объемами партий нефтепродуктов, которые транспортируются по МНПП.

6.19. Объемы партий нефтепродуктов, транспортируемых с головных перекачивающих станций МНПП, устанавливаются с учетом обеспечения договорных условий и гарантий сохранности их качества в пределах, установленных стандартами. При наличии путевых сбросов на подключенные к МНПП нефтебазы объемы партий нефтепродуктов должны быть увеличены на суммарный объем сбросов.

6.20. Минимальные объемы партий нефтепродуктов, допустимые для последовательной перекачки прямым контактированием, определяются из условия исключения пересортицы нефтепродуктов в пункте раскладки смеси, т.е. объем каждой партии нефтепродуктов с определенным запасом качества должен быть достаточным для раскладки в ней двух полуобъемов смеси данного нефтепродукта с нефтепродуктами из контактирующих с ним партий.

Расчет минимально допустимых объемов партий нефтепродуктов осуществляется на основе значений предельно допустимых концентраций одного нефтепродукта в другом, величины объема образующейся смеси, а также фактического запаса качества по определенным показателям.

В приложении № 2 к Инструкции приведены минимально допустимые для последовательной перекачки объемы партий бензинов и дизельных топлив для основных маршрутов транзитной (без подключения резервуаров промежуточных перекачивающих станций) транспортировки нефтепродуктов в штатных режимах, обеспечивающие раскладку их смесей.

При отступлении от штатных (расчетных) режимов последовательной перекачки разных нефтепродуктов, при закачке в резервуары промежуточных перекачивающих станций, а также при последовательной перекачке различных марок (сортов) одного нефтепродукта (например, дизельных топлив с разным содержанием серы или автобензинов с разными значениями октановых чисел) объемы минимально допустимых партий, исключающие образование "нетоварной смеси", должны быть рассчитаны согласно п.п. 6.21-6.23, 6.26-6.30 Инструкции.

6.21. Предельно допустимая концентрация дизельного топлива в бензине Kдт/б (%) рассчитывается по формуле:


(%),                                         (6)


где [Ткк]

температура конца кипения бензина по нормативу (°С);

Ткк

фактическая температура конца кипения бензина данной партии (°С);

ρ

плотность дизельного топлива (кг/м3).

Необходимо, чтобы выполнялось условие Ткк < [Ткк], поскольку следует учитывать, что примесь дизельного топлива в бензине повышает температуру конца его кипения.

Разность ([Ткк] - Ткк), стоящая в числителе дроби, называется запасом качества бензина по температуре конца кипения.

Пример. Определить предельно допустимую концентрацию Kдт/б дизельного топлива (ρдт=830 кг/м3) в бензине, если температура конца его кипения по нормативу [Ткк] = 195°С, а фактическая Ткк = 188°С, т.е. запас качества составляет 7°С.

Расчет. По формуле 6 находим:


%.


6.22. Предельно допустимая концентрация бензина в дизельном топливе Kб/дт (%) рассчитывается по формуле:


(%),                                                   (7)


где [Твсп]

температура вспышки дизельного топлива по нормативу, (°С);

Твсп

фактическая температура вспышки дизельного топлива (°С).

Необходимо, чтобы выполнялось условие Твсп > [Твсп], поскольку следует учитывать, что примесь бензина в дизельном топливе снижает температуру его вспышки.

Разность температур (Твсп - [Твсп]), стоящая в числителе дроби, называется запасом качества дизельного топлива по температуре вспышки.

Значения предельно допустимых концентраций дизельных топлив в автомобильных бензинах и автомобильных бензинов в дизельных топливах, рассчитанные по формулам 6 и 7 в зависимости от запаса качества этих нефтепродуктов, приведены в приложениях №№ 3 и 4 к Инструкции.

Пример. Определить предельно допустимую концентрацию бензина в дизельном топливе Kб/дт (%), если температура его вспышки по нормативу [Твсп] = 62°С, а фактическая - Твсп = 69°С, т.е. запас качества составляет 7°С.

Расчет. По формуле 7 находим:


%.


6.23. Минимально допустимые объемы партий бензина Vб3), и дизельного топлива Vдт3), необходимые для равномерного распределения (раскладки) всего объема смеси, образующейся в зонах контакта их партий, рассчитываются по формулам:


%;                                                    (8)

%;                                                   (9)


где n

коэффициент запаса, учитывающий возможное увеличение объема смеси за счет вынужденных остановок МНПП, или изменения режимов перекачки;

n 1,1 - 1,2 и уточняется для конкретного МНПП по результатам его эксплуатации.

6.24. Партии разноименных нефтепродуктов (автобензинов и дизельных топлив) рекомендуется последовательно перекачивать с максимальным запасом качества:

по температуре конца кипения бензина не менее 10°С;

по температуре вспышки дизельного топлива не менее 10°С.

Запас качества нефтепродуктов необходимо оговаривать в договорах на транспортирование нефтепродуктов. Нефтепродукты без запаса качества перекачиваются сверх наименьших объемов партий, в середине партий.

6.25. Для осуществления контроля за последовательной перекачкой и приемом нефтепродуктов целесообразно обеспечивать разницу по плотности закачиваемых в МНПП нефтепродуктов не менее 10 кг/м3.

6.26. При последовательной перекачке бензинов различных марок допустимая концентрация θ1/2 одного из них в другом рассчитывается по предельно допустимому отклонению октанового числа их смеси ΔО от номинального значения октанового числа бензина по формуле:


%,                                                         (10)


где O1 и О2 октановые числа первой и второй марок бензина.

Пример. Определить предельно допустимую концентрацию автомобильного бензина А-76 (октановое число О1 = 76) в автомобильном бензине Аи-92 (октановое число О2 = 87), чтобы отклонение октанового числа не превысило 0,6.

Расчет. По формуле 10 находим:


.


6.27. Минимально допустимый объем V2 высокооктанового бензина (индекс 2) для перекачки в контакте с низкооктановым бензином (индекс 1) определяется по формуле:


V2 = 0,35 · (О2 - О1) · Vc.                                                    (11)


6.28. При последовательной перекачке топлива для реактивных двигателей в контакте с партиями дизельного топлива или бензина (п. 5.7 Инструкции) вся образовавшаяся смесь раскладывается только в дизельном топливе или бензине, соответственно.

Сброс смеси в резервуары с топливом для реактивных двигателей запрещается.

6.29. При последовательной перекачке дизельного топлива с различным содержанием серы предельно допустимая концентрация θ1/2 одного из них в другом рассчитывается по допустимому отклонению ΔS содержания серы в смеси по формуле:


%,                                                      (12)


где S1 и S2 содержание серы в первой и второй марках дизельного топлива.

Пример. Определить предельно допустимую концентрацию дизельного топлива с содержанием серы 0,5% в дизельном топливе с содержанием серы 0,2%, исходя из условия, чтобы содержание серы в последнем изменилось не более, чем на 0,02%.

Расчет. По формуле 12 находим:


%.


6.30. Минимально необходимый объем V2 дизельного топлива с содержанием серы S2 (индекс 2) для перекачки в контакте с дизельным топливом с содержанием серы S1 (индекс 1) определяется по формуле:


V2 = 10,5 · |S2 - S1| · Vc.                                                    (13)


6.31. Часть технологической смеси, которая не может быть равномерно распределена (разложена) по партиям исходных нефтепродуктов (из-за недостатка ресурса этих нефтепродуктов или недостатка запаса их качества), является нетоварным нефтепродуктом (условно "нетоварной" смесью). Его объем, зависит от общего объема Vc смеси в симметричных пределах концентраций 1-99% (п.п. 6.6-6.17 Инструкции), объемов партий нефтепродуктов, по которым производится раскладка смеси (раздел 10 Инструкции), а также от запаса качества этих нефтепродуктов.

Объемы смесеобразования и нетоварной смеси для наиболее характерных маршрутов транзитного транспортирования автобензина в контакте с дизельным топливом по магистральным нефтепродуктопроводам с проектной пропускной способностью (или скоростью перекачки) приведены в соответствующем нормативном документе *.

________________

* Маршрутные объемы смесеобразования. Методика и таблицы для расчета объема нетоварного нефтепродукта, образующегося при последовательной перекачке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам". Утверждено 08.01.2003 г. ОАО "АК "Транснефтепродукт".


6.32. Для каждой пары значений запасов качества контактирующих нефтепродуктов существуют минимальные объемы партий, при которых нетоварная смесь отсутствует, так как весь объем смеси, образовавшейся в зоне контакта нефтепродуктов, может быть равномерно распределен (разложен) по партиям этих нефтепродуктов.

При организации последовательной перекачки нефтепродуктов прямым контактированием в целях обеспечения сохранности их ресурсов необходимо принимать меры к тому, чтобы нетоварная смесь отсутствовала, т.е. чтобы объемы партий нефтепродуктов и запас их качества обеспечивали полную раскладку технологической смеси.


7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ


7.1. Время закачки в МНПП партий нефтепродуктов и объемы этих партий определяются диспетчерской службой производственного отделения (ПО) совместно со службой качества и согласовываются с товаротранспортной службой и диспетчерской службой ОАО "АК "Транснефтепродукт", а также с товаротранспортной службой (ТТС) и службой качества нефтепродуктов дочернего общества. Закачка очередной партии нефтепродуктов в магистральный нефтепродуктопровод производится по телефонограмме диспетчера ПО оператору головной перекачивающей станции. Закачка в МНПП каждого нефтепродукта (марки) производится только по разрешению диспетчера дочернего общества или ПО.

7.2. На каждую партию последовательно перекачиваемых нефтепродуктов лабораторией головной перекачивающей станции совместно с товаротранспортной службой составляется карта закачки, в которой указываются последовательность подключения к МНПП резервуаров с нефтепродуктами, высота взлива нефтепродуктов в них, значения качественных характеристик нефтепродуктов:

плотности, температуры конца кипения и октанового числа для бензинов;

плотности, температуры вспышки и содержания серы для дизельных топлив;

плотности, температуры начала кристаллизации, содержания воды и механических примесей для реактивных топлив.


Примечание: при необходимости могут определяться и другие показатели качества перекачиваемых нефтепродуктов.


7.3. Фактические данные по закачке в МНПП очередной партии контактирующих нефтепродуктов с их качественными характеристиками передаются диспетчером ПО на промежуточные перекачивающие станции и конечный пункт МНПП.


8. РЕЖИМ РАБОТЫ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА

ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ


8.1. Режим работы магистрального нефтепродуктопровода определяется службой эксплуатации, товаротранспортной службой и службой качества дочернего общества с учетом условий договора на перекачку нефтепродуктов потребителям (Заказчикам). При этом предусматривается обеспечение сброса необходимого количества нефтепродуктов на промежуточных перекачивающих станциях, наливных пунктах или по отводам на подключенные к МНПП нефтебазы. Режим работы МНПП передается в ПО для исполнения.

8.2. Сброс нефтепродуктов по отводам на нефтебазы, автозаправочные станции и другим потребителям производится при условии сохранения заданного режима перекачки по разрешению дежурного диспетчера дочернего общества и осуществляется в соответствии с нормативным документом *.

Сброс нефтепродуктов путевым потребителям из зоны смеси запрещается, кроме случаев, когда объем сбрасываемых нефтепродуктов способен обеспечить полную раскладку смеси за счет их запаса качества. Данное обстоятельство должно быть предусмотрено договором.

________________

* РД 153-39.4-001-96 "Правила сдачи нефтепродуктов на нефтебазы, АЗС и склады ГСМ по отводам магистральных нефтепродуктопроводов".


8.3. Основным режимом при последовательной перекачке нефтепродуктов является перекачка "из насоса в насос". При необходимости разрешается перекачка нефтепродуктов с подключенными резервуарами на промежуточных перекачивающих станциях при условии соответствия вида, марки или сорта нефтепродукта в подключенном резервуаре виду, марке или сорту нефтепродукта, перекачиваемого по МНПП. При этом технологическая схема перекачивающей станции должна исключать возможность подмешивания в МНПП нефтепродуктов из тупиковых линий и "карманов" перед задвижками.

8.4. Перекачка смеси через промежуточные станции должна производиться только на режиме "из насоса в насос". За 3 ч до подхода зоны смеси резервуары на этих станциях должны быть отключены от МНПП и насосной.

8.5. Плановые остановки перекачки нефтепродуктов должны производиться с учетом профиля МНПП (п.п. 6.11-6.14 Инструкции) при условии, что более легкий нефтепродукт находится выше более тяжелого или область смеси при остановках перекачки должна находиться на участках, где спуски и подъемы наиболее часто сменяют друг друга. При этом образующиеся в низинах гидрозатворы останавливают растекание нефтепродуктов из-за разности их плотностей.

Рекомендуется выбирать места для остановки зон контакта нефтепродуктов заранее посредством анализа профиля трубопровода (п. 6.13 Инструкции) и отражать их в регламентах работы МНПП.

8.6. При непредвиденной остановке перекачки по МНПП продолжительностью более 4 ч должны быть обязательно перекрыты ближайшие магистральные задвижки, отсекающие участки с зонами смеси разных видов (марок, сортов) нефтепродуктов.

8.7. При последовательной перекачке разноименных нефтепродуктов через участки водных переходов МНПП резервные нитки переходов должны быть отключены. Также должны быть отключены обводные линии и лупинги магистральных нефтепродуктопроводов, отключены или отглушены неработающие отводы.

При этом запорная арматура должна обеспечивать надежную герметичность перекрываемых участков МНПП.

8.8. На всех перекачивающих станциях должен быть организован раздельный сбор технологических утечек бензина, дизельного топлива и топлива для реактивных двигателей. Откачка утечек из емкостей их сбора производится по разрешению дежурного диспетчера или инженера по качеству после анализа нефтепродуктов и оформляется совместной записью машиниста насосной и лаборанта в журнале установленной формы.

При закачке в магистральный нефтепродуктопровод нестандартных утечек в "Листах движения нефтепродуктов", (п. 9.2 Инструкции) ставится отметка для контроля и правильного приема этих утечек на пункте приема-сдачи.

Запрещается закачивать:

утечки дизельного топлива в бензин;

утечки бензина в дизельное топливо;

утечки топлива для реактивных двигателей в топливо для реактивных двигателей.


9. КОНТРОЛЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ


9.1. Управление и контроль приема, транспортирования, сдачи и отгрузки нефтепродуктов осуществляется в соответствии с действующей структурой товаротранспортных служб различных уровней через диспетчерскую службу (ДС) ОАО "АК "Транснефтепродукт", диспетчерские пункты (ДП) дочерних обществ, диспетчерские пункты производственных отделений (ПО), местные диспетчерские пункты (МДП) ЛПДС и операторные ПС и НП. Координация и управление товаротранспортными операциями производится товаротранспортной и диспетчерской службами ОАО "АК "Транснефтепродукт" и дочерних обществ.

9.2. Для оперативного контроля последовательной перекачки нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам составляются "Листы движения нефтепродуктов" и их графическое изображение "Цветные графики". На этих листах (их форма разрабатывается в каждом дочернем обществе и согласовывается с соответствующими службами Компании), отражается почасовое движение партий нефтепродуктов по всей протяженности МНПП, давление в линиях всасывания и нагнетания перекачивающих станций, расход перекачки, расчетные координаты границ контакта каждой партии нефтепродуктов (их марок, сортов), а также другие показатели перекачки.

В целях автоматизации этого процесса рекомендуется использовать программные комплексы "ЦВЕТНОЙ ГРАФИК", обеспечивающие визуальное слежение за движением партий нефтепродуктов и за параметрами перекачки с помощью компьютеров.

9.3. Контроль за качеством перекачиваемых нефтепродуктов должен осуществляться на головной и промежуточных станциях, а также на конечном пункте МНПП постоянно, через каждые 1-2 ч.

При обнаружении нестандартного нефтепродукта отбор и анализ проб должны производиться через 15-20 мин.

Сведения о качестве нефтепродуктов (плотности, температуре вспышки, температуре конца кипения, содержании серы, при необходимости и другие показатели) передаются дежурным диспетчером с контрольных пунктов через каждые 2 ч на все уровни управления (ДП ПО, ДП дочернего общества, ДС Компании).

9.4. Контроль за продвижением партий нефтепродуктов по МНПП, прием и раскладка образовавшихся смесей в резервуары пункта приема-сдачи должны осуществляться с помощью автоматических приборов ("УКП-3М","Спектр" и др.), принцип действия которых основан на различии свойств перекачиваемых нефтепродуктов (для "УКП-3М" это плотность).

Автоматические приборы устанавливаются на выносном контрольном пункте за 10-15 км до пункта приема-сдачи и на местном контрольном пункте (непосредственно на пункте приема-сдачи), откуда соответствующие данные передаются в операторную или диспетчерский пункт (ДП).

Контроль последовательной перекачки, прием и раскладку смесей и нефтепродуктов с различным содержанием серы осуществляется с помощью рентгено-флуоресцентных анализаторов серы (отечественного спектрометра "Спектроскан", импортных приборов Lab-X 3000 или Lab-3500 и др.).

При отсутствии автоматических приборов контроль последовательной перекачки осуществляется вручную, посредством отбора ходовых проб с их последующим анализом.

Отбор проб осуществляется в соответствии с ГОСТ 2517-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб" с помощью пробоотборника, обеспечивающего отбор представительной пробы нефтепродукта.

Контроль последовательной перекачки осуществляется на основе определения установленных физико-химических показателей перекачиваемых нефтепродуктов (прежде всего их плотности для разнородных нефтепродуктов, а для однородных нефтепродуктов с разным содержанием серы по содержанию серы), в соответствии с руководящим документом *.

________________

* РД 153-39.4-034-98 "Инструкция по контролю и обеспечению сохранности качества нефтепродуктов на предприятиях трубопроводного транспорта", утвержденный и введенный в действие приказом Минтопэнерго России от 08.02.1999 г. № 30.


9.5. На ГПС контроль перехода закачки в МНПП одного нефтепродукта на другой производится за 10 мин до запланированного перехода. Пробы отбираются с интервалом в 2 мин до тех пор пока фиксируется изменение плотности. После установления постоянного значения плотности, соответствующей плотности нефтепродукта в откачиваемом резервуаре, или другого показателя качества, пробы отбираются через 2 мин в течение 10 мин, а затем отбираются 2 пробы с интервалом в 15 мин.

В дальнейшем отбор проб и их анализ производится через каждые 1-2 ч. В отобранных пробах определяется плотность, температура вспышки дизельного топлива, температура конца кипения бензина (при необходимости другие показатели) и проверяется сходимость результатов этих анализов с результатами анализов проб из резервуаров. При обнаружении расхождений выясняются их причины и принимаются меры к устранению этих расхождений.

9.6. На ППС (промежуточных перекачивающих станциях) в пунктах приема-сдачи отбор проб нефтепродуктов производится в следующем порядке:

за 2 ч до расчетного времени подхода смеси через 10 мин;

за 1 ч до подхода смеси через 5 мин;

за 30 мин до подхода смеси через 2 мин;

далее также через 2 мин в течение всего времени прохождения смеси до установившегося значения плотности (или другого показателя качества) и три-пять измерений после установившегося значения плотности (или другого показателя качества);

затем в течение 1 ч через 10 мин.

Для анализа используются следующие пробы:

отобранные на момент:

- начала контроля;

- первого и последующих трех двухминутных изменений плотности;

- первого и последующих трех двухминутных значений установившейся плотности;

отобранные через 10 мин в течение 1 ч;

далее отобранные через час.

При последовательной перекачке бензинов и дизельных топлив в этих пробах определяется температура конца кипения контактирующего с дизельным топливом бензина и температура вспышки контактирующего с бензином дизельного топлива; результаты сравниваются с исходными данными ГПС.

При прохождении смеси по значениям плотности определяется 50-процентное соотношение нефтепродуктов в ней для последующего исправления "тяжелой" смеси в дизельное топливо и "легкой" смеси в бензин. По результатам анализа определяются фактические значения "начала" и "конца" смеси.

Ориентировочно объем смеси определяется путем умножения фактического расхода перекачки на время прохождения смеси. Результаты определений и анализов вносятся в журнал и передаются дежурному диспетчеру ПО (дочернего общества), а с последней ППС на пункт приема-сдачи МНПП для уточнения раскладки смеси.


10. ПРИЕМ И РАСКЛАДКА СМЕСЕЙ НЕФТЕПРОДУКТОВ В ПУНКТЕ ПРИЕМА-СДАЧИ МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДА


10.1. Прием и раскладка смесей на пунктах приема-сдачи МНПП производятся по карте раскладки, составленной инженером-химиком и начальником товаротранспортной службы на основании данных, полученных от головной перекачивающей станции о качестве закачанных в МНПП нефтепродуктов, и результатов контроля за прохождением смеси на предпоследнем пункте с учетом увеличения объема смеси на последнем участке МНПП. Кроме того, необходимо учитывать наличие смеси нефтепродуктов в технологических объектах пункта приема-сдачи МНПП.

10.2. Контроль за продвижением партий нефтепродуктов, приемом и раскладкой их смесей осуществляется в соответствии с п.п. 9.1-9.6 Инструкции.

10.3. При последовательной перекачке одноименных нефтепродуктов (бензинов и дизельных топлив различных марок и т.п.) образовавшаяся смесь раскладывается по резервуарам с соответствующими нефтепродуктами в процессе ее приема.

Количество смеси, добавляемой в каждый нефтепродукт, зависит от его запаса качества по показателю, на который влияет примесь контактировавшего с ним нефтепродукта, и определяется конкретно в каждом случае.

При отсутствии запаса качества у высокосортного нефтепродукта вся смесь принимается в резервуар с низкосортным нефтепродуктом при условии сохранения его качества. При наличии запаса качества у бензина или дизельного топлива допускается часть смеси сбрасывать в высокосортный нефтепродукт при условии сохранения их качества.

Оформление соответствующего перечисления нефтепродуктов из сорта в сорт производится в плановом порядке на основании месячных объемов их перекачки и расчетного количества нормативных технологических смесей.

10.4. При последовательной перекачке топлива для реактивных двигателей между партиями бензина или дизельного топлива образовавшаяся смесь добавляется только в бензин или дизельное топливо.

Не допускается раскладка смеси топлива для реактивных двигателей с бензином или дизельным топливом в топливе для реактивных двигателей.

10.5. В пунктах приема-сдачи смесь "бензин дизельное топливо" разделяется на "тяжелую" и "легкую", как правило, при 50-процентном соотношении этих нефтепродуктов в смеси для последующего исправления "тяжелой" смеси в дизельное топливо, а "легкой" смеси в бензин. При недостатке ресурсов нефтепродуктов для исправления смеси или малом запасе качества одного из контактирующих нефтепродуктов граница разделения смеси передвигается в сторону этого нефтепродукта.

10.6. Прием и раскладка смеси бензинов и дизельных топлив в пунктах приема-сдачи может осуществляться по двум вариантам:

первому, состоящему в разделении смеси контактировавших нефтепродуктов на две части: "тяжелый бензин" и "легкое дизельное топливо", приеме каждой части в отдельные "смесевые" резервуары и последующей раскладке смесей в исходные нефтепродукты, исходя из имеющихся ресурсов и запасов их качества;

второму, состоящему в раскладке смеси "сходу", т.е. при приеме контактировавших нефтепродуктов сразу в несколько подключенных резервуаров с одинаковым уровнем взлива, чтобы при заполнении этих резервуаров до максимального уровня взлива содержащиеся в них нефтепродукты соответствовали стандарту.

10.7. Раскладка смеси контактировавших бензина и дизельного топлива по первому варианту состоит в приеме части их смеси в смесевые резервуары для дальнейшей раскладки.

В этом случае смесь делится на две части: "тяжелый бензин", в котором содержится примерно 20% примеси дизельного топлива, и "легкое дизельное топливо", в котором содержится примерно 20% бензина.

10.7.1. Границей отсечения "легкой" части смеси от стандартного бензина считается смесь с концентрацией дизельного топлива в бензине 2-3%, что соответствует температуре конца его кипения 220-230°С.

Границей отсечения "тяжелой" части смеси от стандартного дизельного топлива считается смесь с концентрацией бензина в дизельном топливе 2-3%, что соответствует температуре его вспышки 18-25°С.

10.7.2. Концентрации с (процентные содержания p = с · 100%) нефтепродуктов в смеси определяются по плотности смеси и контактирующих нефтепродуктов по формулам:


,                                                 (14)

,                                              (15)


где сб, сдт концентрации контактирующих бензина и дизельного топлива в смеси;

рб, рдт их процентные содержания в смеси (%);

ρб, ρдт плотности бензина и дизельного топлива (кг/м3);

ρс плотность смеси (кг/м3).

Пример. Плотность ρс смеси бензина и дизельного топлива в пробе нефтепродукта, взятого из МНПП, 805 кг/м3. Определить процентные содержания бензина и дизельного топлива в смеси, если плотность бензина ρб 760 кг/м3, а плотность дизельного топлива ρдт 840 кг/м3.

Расчет. По формулам 14 и 15 находим концентрации нефтепродуктов в смеси:


,

.


Процентное содержание рб бензина в смеси составляет 43,75%, а дизельного топлива рдт = 56,25%.

10.7.3. В карте раскладки смеси по первому варианту указываются номера смесевых резервуаров и резервуаров для приема стандартных нефтепродуктов, а также значения плотностей "отсечек" смеси, при которых должны быть произведены все переключения.

10.7.4. В смесевых резервуарах лаборатория определяет процентные содержания бензина и дизельного топлива и составляет карту подкачки смесей в резервуары с нефтепродуктами, имеющими запас по качеству.

10.7.5. Подкачка "тяжелого бензина" производится в резервуары с небольшими количествами бензина с последующим заполнением их бензином, имеющим запас качества по температуре конца кипения.

Подкачка "легкого дизельного топлива" производится в резервуары с дизельным топливом, имеющим запас качества по температуре вспышки, с уровнем взлива 3-4 м, после чего резервуары заполняются до максимального уровня.

Указанные уровни взлива в резервуарах необходимы для последующего лучшего перемешивания смесей со стандартными нефтепродуктами.

Целесообразно производить подкачку смесей непосредственно в приемный трубопровод.

При раскладке смесей в резервуары с исходными нефтепродуктами необходимо учитывать наличие смесей и нестандартных нефтепродуктов в технологических трубопроводах.

10.7.6. Количество x3) смеси, называемой "тяжелым бензином", которое можно добавить в резервуар с объемом Vб3) бензина, определяется по формуле:


,                                                              (16)


где     Kдт/б (%)

предельно допустимая концентрация дизельного топлива в бензине, рассчитываемая по формуле 6;

рдт/б = с · 100%

процентное содержание дизельного топлива в "тяжелом бензине", рассчитываемое по формуле 15; предполагается, что рдт/б > Kдт/б.

Пример. Плотность ρс смеси ("тяжелого бензина") 760 кг/м3. Определить, какое количество этой смеси можно добавить в резервуар с 5 тыс.м3 бензина (Kдт/б = 0,438%, в п. 6.21), если плотность ρб бензина 740 кг/м3, а плотность дизельного топлива ρдт 840 кг/м3.

Расчет. По формуле 15 находим процентное содержание дизельного топлива в смеси:


По формуле 16 находим:

м3.


10.7.7. Количество у3) смеси, называемой "легким дизельным топливом", которое можно добавить в резервуар с объемом дизельного топлива Vдт3), определяется по формуле:


,                                                       (17)


где        Kб/дт (%)

предельно допустимая концентрация бензина в дизельном топливе, рассчитываемая по формуле 7;

рб/дт = сб/дт · 100%

процентное содержание бензина в "легком дизельном топливе", рассчитываемое по формуле 14; предполагается, что рб/дт > Kб/дт.

Пример. Плотность ρс смеси ("легкого дизельного топлива ") 820 кг/м3. Определить, какое количество этой смеси можно добавить в резервуар с 5 тыс.м3 дизельного топлива (Kб/дт=0,425%, в п. 6.22), если плотность ρб бензина 740 кг/м3, а плотность ρдт дизельного топлива 840 кг/м3.

Расчет. По формуле 14 находим процентное содержание бензина в смеси:


.


По формуле 17 находим:


м3.


10.8. Раскладка смеси контактировавших бензина и дизельного топлива по второму варианту состоит в ее приеме "сходу" одновременно в несколько подключенных резервуаров с тем, чтобы при дальнейшем заполнении резервуаров до полного взлива нефтепродукты соответствовали стандарту.

10.8.1. Раскладка "легкой смеси" производится в расчетное количество резервуаров с небольшими остатками бензина с максимальным запасом качества по температуре конца кипения. Указанные уровни взлива в резервуарах необходимы для лучшего перемешивания смеси со стандартным бензином.

10.8.2. Раскладка "тяжелой смеси" производится в расчетное количество резервуаров с уровнем взлива 3-4 м дизельного топлива, имеющего максимальный запас качества по температуре вспышки. Указанные уровни взлива в резервуарах необходимы для лучшего перемешивания смеси со стандартным дизельным топливом.

10.8.3. В карте раскладки указываются номера резервуаров для приема "тяжелой" и "легкой" смесей, количество нефтепродуктов в этих резервуарах и их качественная характеристика, плотности смесей, при которых должны быть произведены переключения резервуаров.

10.8.4. Из резервуаров с нефтепродуктами, в которые была добавлена смесь, кроме объединенной средней пробы, предусмотренной ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб, отбираются и анализируются все три слоя:

для бензина отбираются пробы из нижнего слоя и определяется температура конца кипения;

для дизельного топлива отбираются пробы из верхнего слоя и определяется температура вспышки.

10.9. В случае невозможности раскладки смеси из-за отсутствия достаточных ресурсов нефтепродуктов или необходимого запаса качества одного или обоих нефтепродуктов реализация смеси осуществляется в соответствии с условиями договоров.


11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ


11.1. Ответственность за проведение последовательной перекачки нефтепродуктов в дочернем обществе возлагается:

за организацию последовательной перекачки на заместителя Генерального директора по товаротранспортным операциям;

за организацию контроля за сохранением качества нефтепродуктов при приеме от заводов, перекачке, раскладке и исправлении смесей, сдаче потребителям, в соответствии с действующей структурой, на главного или ведущего специалиста ПО по качеству нефтепродуктов или начальника химической лаборатории;

за соблюдение технических требований и технологических условий проведения последовательной перекачки на товаротранспортную службу и службу эксплуатации дочернего общества;

за техническое состояние, своевременную профилактику и обеспечение надежной работы технологического оборудования (насосного оборудования, запорной арматуры, резервуаров, трубопроводов и др.) на главного инженера дочернего общества.

11.2. Ответственность за проведение последовательной перекачки нефтепродуктов по производственным отделениям, линейно-производственным диспетчерским станциям, перекачивающим станциям и наливным пунктам возлагается на соответствующие службы ПО, ЛПДС, ПС и НП.


Приложение № 1


МИНИМАЛЬНЫЕ МАРШРУТНЫЕ ОБЪЕМЫ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ПЕРЕКАЧКЕ БЕНЗИНОВ И ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ*


Маршрут

Маршрутный объем смеси, м3

ЛПДС "Омск" ЛПДС "Татарская"

280

ЛПДС "Омск" ЛПДС "Сокур"

600

ЛПДС "Сокур" н/б "Кемерово"

110

ЛПДС "Омск" ЛПДС "Петропавловск"

170

ЛПДС "Черкассы" н/б "Камбарка"

110

ЛПДС "Черкассы" ЛПДС "Прибой"

550

ЛПДС "Черкассы" ЛПДС "Никольское"

850

ЛПДС "Черкассы" ЛПДС "5С"

1250

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "Никольское"

610

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "8Н"

850

ЛИДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "Брянск"

800

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС"5С"

1100

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ПСП "Калуш"

1150

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" н/б "Арлам. Воля"

1130

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" н/б "Славута"

1050

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" н/б "Острог"

1050

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "Воронеж"

700

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "Белгород"

750

ЛПДС "Мозырь" ЛПДС "5C"

415

ЛПДС "Мозырь" ПСП "Калуш"

550

ЛПДС "Мозырь" ПСП "Дубриничи"

615

ГПС "Н.Новгород (Норси)" ЛПДС "Рязань"

470

ГПС "Н.Новгород (Норси)" ЛПДС "Калуш"

1070

ГПС "Н.Новгород (Норси)" ЛПДС "Стальной Конь"

650

ЛПДС "Рязань" ЛПДС " Стальной Конь"

400

ГПС "Кириши" ЛПДС "Красный Бор"

85

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ПСП "Нирбогдань"

1210

ЛПДС "Мозырь" ПСП "Нирбогдань"

660


* В таблице указаны объемы смеси в симметричных пределах концентрации 1-99% для штатных (расчетных) режимов транзитной безостановочной перекачки (без подключения резервуаров промежуточных перекачивающих станций). При отступлении от расчетных (штатных) режимов перекачки (с более низкой производительностью, при остановках МНПП, с подключением резервуаров ППС и др.) необходимо учитывать дополнительные объемы смесеобразования. Значения фактических объемов смесеобразования определяются при фактических технологических режимах перекачки для конкретных маршрутов. Приведенные в таблице данные используются для ориентировочной оценки объемов смеси нефтепродуктов при определении условий договоров с Заказчиками.


Приложение № 2


МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ОБЪЕМЫ НЕФТЕПРОДУКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОЛНУЮ РАСКЛАДКУ СМЕСИ*


Таблица 1


Минимально допустимые объемы (тыс.м3) партий бензина [Ткк] = 195°С, обеспечивающие полную раскладку смеси


Маршрут

Запас качества по температуре конца кипения бензина, °С

3

4

5

6

7

8

ЛПДС "Омск" ЛПДС "Татарская"

14

11

9

6

7

6

ЛПДС "Омск" ЛПДС "Сокур"

31

23

19

16

14

12

ЛПДС "Сокур" ЛПДС "Плотниково" н/б "Кемерово"

6

5

4

3

3

3

ЛПДС "Омск" ЛПДС "Петропавловск"

9

7

6

5

4

4

ЛПДС "Черкассы" н/б "Камбарка"

6

5

4

3

3

3

ЛПДС "Черкассы" ЛПДС "Прибой"

28

21

17

14

12

11

ЛПДС "Черкассы" ЛПДС "Никольское"

43

32

26

22

19

17

ЛПДС "Черкассы" ЛПДС "5С"

62

47

38

32

28

25

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "Никольское"

31

24

19

16

14

12

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "8Н"

43

33

26

22

19

17

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "Брянск"

40

31

25

21

18

16

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "5С"

54

41

33

28

24

21

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ПСП "Калуш"

58

44

35

30

26

23

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" н/б "Арлам. Воля"

57

43

35

29

25

22

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" н/б "Славута"

53

40

32

27

24

21

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" н/б "Острог"

53

40

32

27

24

21

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "Воронеж"

36

27

22

18

16

14

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "Белгород"

38

29

23

20

17

15

ЛПДС "Мозырь" ЛПДС "5С"

21

16

13

11

10

9

ЛПДС "Мозырь" ПСП "Калуш"

28

21

17

15

13

11

ЛПДС "Мозырь" ПСП "Дубриничи"

31

24

19

16

14

12

ГПС "Н.Новгород (Норси)" ЛПДС "Рязань"

24

18

15

13

11

10

ГПС "Н.Новгород (Норси)" ЛПДС "Калуш"

54

41

33

28

24

21

ГПС "Н.Новгород (Норси)" ЛПДС "Стальной Конь"

33

25

20

17

15

13

ГПС "Кириши" ЛПДС "Красный Бор"

4

3

3

2

2

2

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ПСП "Нирбогдань"

61

46

37

31

27

24

ЛПДС "Мозырь" ПСП "Нирбогдань"

33

25

21

17

15

13


Таблица 2


Минимально допустимые объемы (тыс.м3) партий дизельного топлива [Tвсп] = 62°С, обеспечивающие полную раскладку смеси


Маршрут

Запас качества по температуре вспышки дизельного топлива, °С

3

4

5

6

7

8

ЛПДС "Омск" ЛПДС "Татарская"

13

10

8

7

6

5

ЛПДС "Омск" ЛПДС "Сокур"

27

21

17

14

13

11

ЛПДС "Сокур" ЛПДС "Плотниково" н/б "Кемерово"

5

4

3

3

3

2

ЛПДС "Омск" ЛПДС "Петропавловск"

8

6

5

4

4

3

ЛПДС "Черкассы" н/б "Камбарка"

5

4

3

3

3

2

ЛПДС "Черкассы" ЛПДС "Прибой"

24

19

15

13

11

10

ЛПДС "Черкассы" ЛПДС "Никольское"

38

29

24

20

18

16

ЛПДС "Черкассы" ЛПДС "5С"

55

42

34

29

25

23

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "Никольское"

27

21

17

15

13

11

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "8Н"

38

29

24

20

18

16

ЛПДС "Воскресенка(Сызрань)" ЛПДС "Брянск"

36

27

22

19

17

15

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "5С"

48

37

30

25

22

20

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ПСП "Калуш"

51

39

32

27

24

21

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" н/б "Арлам. Воля"

50

39

31

27

23

21

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" н/б "Славута"

47

36

29

25

22

19

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" н/б "Острог"

47

36

29

25

22

19

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "Воронеж"

31

24

20

17

15

13

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ЛПДС "Белгород"

34

26

21

18

16

14

ЛПДС "Мозырь" ЛПДС "5С"

19

14

12

10

9

8

ЛПДС "Мозырь" ПСП "Калуш"

25

19

16

13

12

10

ЛПДС "Мозырь" ПСП "Дубриничи"

28

21

17

15

13

11

ГПС "Н.Новгород (Норси)" ЛПДС "Рязань"

21

16

13

11

10

9

ГПС "Н.Новгород (Норси)" ЛПДС "Калуш"

48

37

30

25

22

20

ГПС "Н.Новгород (Норси)" ЛПДС "Стальной Конь"

29

22

18

16

14

12

ГПС "Кириши" ЛПДС "Красный Бор"

4

3

3

2

2

2

ЛПДС "Воскресенка (Сызрань)" ПСП "Нирбогдань"

54

41

34

28

25

22

ЛПДС "Мозырь" ПСП "Нирбогдань"

30

23

19

16

14

12


* Приведенные значения объемов партий являются ориентировочными (расчетными) и уточняются по результатам практической последовательной перекачки.



Приложение № 3


СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В АВТОБЕНЗИНАХ, %


Запас качества по температуре конца кипения, °С

Допустимая концентрация, %

1

0,06

2

0,12

3

0,18

4

0,24

5

0,30

6

0,36

7

0,42

8

0,48

9

0,54

10

0,60



Приложение № 4


СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ АВТОБЕНЗИНОВ В ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВАХ, %


Наименование дизельного топлива

Запас качества по температуре вспышки, °С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Дизельное топливо летнее (Л)

0,03

0,08

0,12

0,16

0,20

0,23

0,27

0,30

0,34

0,37

Дизельное топливо экологически чистое (ДЛЭЧ), дизельное топливо экспортное летнее

0,04

0,08

0,12

0,15

0,19

0,22

0,26

0,29

0,32

0,36

Дизельное топливо утяжеленного фракционного состава (УФС)

0,06

0,12

0,19

0,25

0,30

0,36

0,41

0,46

0,52

0,56

Дизельное топливо зимнее (З)

0,07

0,15

0,21

0,29

0,36

0,41

0,47

0,56

0,59

0,74



Приложение № 5


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия.

2. ГОСТ 1510-84. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортировка и хранение.

3. ГОСТ 26098-84. Нефтепродукты. Термины и определения.

4. ГОСТ 2084-77. Бензины автомобильные. Технические условия.

5. ГОСТ 2517-85. Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб.

6. "Инструкция по транспортированию топлива для реактивных двигателей". Утверждена Госкомнефтепродуктом СССР 29.07.1982 г.

7. РД 153-39.4-041-99. Правила технической эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов. М., 1999.

8. Голубев Б.Н., Юфин В.А., Новоселов В.Ф., Корнилов Г.Г. Определение допустимых концентраций бензина и дизельного топлива при последовательной перекачке // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов: НТИС. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1970. № 9.

9. Галеев В.Б., Харламенко В.И., Сощенко Е.М. Эксплуатация магистральных нефтепродуктопроводов. М.: Недра, 1973.

10. Галеев В.Б., Карпачев М.З., Харламенко В.И. Магистральные нефтепродуктопроводы. М.: Недра, 1976.

11. Ишмухаметов И.Т., Исаев С.Л., Лурье М.В., Макаров С.П. 50 вопросов о последовательной перекачке нефтепродуктов. М.: Нефть и газ, 1996.

12. Ишмухаметов И.Т., Исаев С.Л., Лурье М.В., Макаров СП. Сборник практических расчетов по трубопроводному транспорту нефтепродуктов. М.: Нефть и газ, 1997.

13. Ишмухаметов И.Т., Исаев С.Л., Лурье М.В., Макаров С.П. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов. М.: Нефть и газ, 1999.

14. РД 153-39.4-034-98. "Инструкция по контролю и обеспечению сохранности качества нефтепродуктов на предприятиях трубопроводного транспорта".

15. "Руководство по расчету количества смеси разносортных нефтепродуктов при последовательной перекачке нефтепродуктов в разветвленных трубопроводах". Утверждено Госкомнефтепродуктом СССР 08.12.1982 г..

16. Нормативный документ "Маршрутные объемы смесеобразования. Методика и таблицы для расчета объема нетоварной смеси, образующейся при последовательной перекачке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам". Утвержден ОАО "АК "Транснефтепродукт" 08.01.2003 г.

17. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений", принят ВС РСФСР от 27.04.1993 г., №4871-1.



Ключевые слова: нефтепродукт, бензин, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, магистральный нефтепродуктопровод, последовательная перекачка, прямое контактирование, температура конца кипения, температура вспышки, запас качества, содержание серы, смесеобразование, объем смеси, область смеси, "тяжелый бензин", "легкое дизельное топливо", минимально допустимые объемы партии, нетоварная смесь, раскладка смеси, качество, плотность, концентрация, контроль.



СОДЕРЖАНИЕ


1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Принятые сокращения и обозначения

4. Характеристика технологического процесса последовательной перекачки нефтепродуктов

5. Порядок транспортирования светлых нефтепродуктов по магистральному трубопроводу методом последовательной перекачки

6. Смесеобразование нефтепродуктов и способы его сокращения при последовательной перекачке

7. Организация последовательной перекачки нефтепродуктов

8. Режим работы магистрального трубопровода при последовательной перекачке нефтепродуктов

9. Контроль последовательной перекачки нефтепродуктов

10. Прием и раскладка смесей нефтепродуктов в пункте приема-сдачи магистрального нефтепродуктопровода

11. Ответственность за проведение последовательной перекачки нефтепродуктов

Приложение № 1. Минимальные маршрутные объемы смесеобразования при последовательной перекачке бензинов и дизельных топлив

Приложение № 2. Минимально допустимые объемы нефтепродуктов, обеспечивающие полную раскладку смеси

Приложение № 3. Средние значения допустимых концентраций дизельного топлива в автобензинах

Приложение № 4. Средние значения допустимых концентраций автобензинов в дизельных топливах

Приложение № 5. Использованная литература

Назад

 



121357 г. Москва, Ивана Франко 46с4
(499) 450-37-23, (495) 797-30-53, (495) 440-74-62
Политика конфиденциальности



Оформить заказ
Корзина: